Делай: раз, два, три! Автоматизируем ритейл в три простых шага
Автоматизация процессов ритейла — точка роста для бизнеса любого масштаба: от небольшого магазина до крупной корпорации. Сегодня расскажем о трёх слагаемых успешной автоматизации.
Обычно выделяют три уровня автоматизации торгового предприятия:
Больше всего систем участвует в сегменте front-office, так как в нём необходимо интегрировать много разной техники. Автоматизации внутренних процессов часто уделяется меньше внимания, а между тем — эта сфера может стать серьёзной зоной роста, как показывает опыт наших клиентов.
Подробней о существующих направлениях автоматизации мы рассказывали в другой статье: IT без потерь: как ритейлеру эффективно оцифровать процессы. В этой расскажем об автоматизации внутренних процессов крупных торговых компаний на основе своего опыта.
Делай раз! Автоматизация работы линейных сотрудников
Рынок ритейла переживает непростое время: молниеносно меняются условия работы с поставщиками, логистика, стоимость товаров на полке. А ещё необходимо быстро заменять зарубежное ПО и одновременно сохранять прежний уровень доходности бизнеса. Скорость обработки информации и оперативное внедрение изменений важны не меньше, чем сокращение издержек.
Для линейных сотрудников важно контролировать объём товара на складе, без лишних сложностей делать переоценку и учёт. Всё это можно и нужно автоматизировать. Например, для одного из наших клиентов мы разрабатываем мобильное приложение, которое полностью автоматизирует многие процессы в сети магазинов.
Вот в чём может помочь мобильное приложение сотрудникам магазина:
Переоценивать товары — с изменением курса валют цена на товар изменяется почти каждый день. В приложение можно интегрировать инструмент для переоценки товара в онлайн-режиме.
Поставка — в магазин поступает большое количество коробок с товаром. Нужно вскрыть каждую и отсканировать товары.
Инвентаризация и контроль остатков — это процесс с большими издержками и ручным трудом. Для подсчёта товаров на складе или в торговом зале нужно сначала разделить всю территорию на зоны. Зоной может быть секция склада, стойка, рейл или другое торговое оборудование. Сотруднику нужно отсканировать все товары, которые расположены в определённой зоне, чтобы программа их учла.
Анализ реализации — работник магазина сканирует группу товаров. Затем загружает данные в программу и проверяет, насколько хорошо этот товар продавался за отчётный период.Вести автоматический учёт рабочего времени. В каждой компании, где работает большое число сотрудников со сменными графиками, остро стоит вопрос учёта их рабочего времени. Этот процесс тоже возможно автоматизировать. Например, мы создали систему распознавания лиц для KFC и интегрировали её с программой учета рабочего времени. Обмануть систему невозможно, так как она считывает биометрические данные.
Автоматизация работы курьеров и водителей
Для компаний с развитой курьерской службой и системой доставки нужны средства автоматизации работы курьеров и водителей. Автоматизированная система поможет решить ряд важных задач:
Делай два! Удобные отчёты и оперативный контроль подчинённых для руководителей
Рост конкуренции и снижение объёма продаж требуют от руководителя оперативно решать сразу несколько задач:
Для этого руководителям важно иметь под рукой удобный инструмент, в идеале — с возможностью просмотра показателей в онлайн-режиме в любой момент, например, с личного смартфона. Именно такой инструмент мы реализовали для KFC в рамках кастомной ERP-системы. С его помощью руководители могут: Составлять расписание сотрудников. График работы сотрудников строится с учётом финансовых показателей работы за прошедшие периоды и текущего плана продаж. Автоматизированная система сама сформирует оптимальное расписание с учётом всех ограничений. Также руководитель может вручную скорректировать расписание.
Делай три! Автоматизация HR-задач
Все самые крупные HR-процессы: онбординг, быстрое введение сотрудника в курс дела по его задачам, оформление справок и отпусков, создание удобной базы знаний для персонала, объявления для всех сотрудников компании — тоже можно автоматизировать.
Так у руководства компании есть возможность оценивать и сравнивать работу сотрудников. Например, «Лабиринт» на основании рейтингов курьеров разработал для них систему мотивации.
Автоматизация процессов торговли — это скорее неизбежное будущее, чем прихоть прогрессивных топ-менеджеров. Оптимизировать свои процессы вынужден будет почти каждый участник рынка. Часть инициатив (маркировка, сертификация) исходят напрямую от регулирующих органов, а часть — необходимость, продиктованная темпами бизнес-задач. Чем больше процессов оптимизировано, тем больше остаётся ресурсов на развитие новых направлений и стратегическое планирование. Многие считают, что автоматизация внутренних процессов — дорого и им можно пожертвовать. Но именно она может стать зоной роста компании: линейные сотрудники будут эффективнее выполнять свою работу и быстрее вливаться в компанию. Руководители — оперативно отслеживать и корректировать бизнес-показатели. К тому же, есть способы сделать эти решения дешевле для компании: например, использовать BYOD (Bring Your Own Device) — приложение устанавливается на личные смартфоны сотрудников — и кроссплатформенную разработку, которая позволяет сэкономить до 40% стоимости проекта.